Мечты слабых - бегство от действительности, мечты же сильных формируют действительность.


читать дальше

в конечном счете, настоящим можно признать лишь то искусство, что заставляет тебя чувствовать бедным и богатым, полным сил и желающим покоя одновременно.
рассуждая о взаимоотношениях человека и окружающей среды в сатино, я сказал о своем нежелании принимать все отвратительные свойства, стороны, события, но при этом не захотел признавать себя романтиком или просто человеком, желающим утратить сцепление с реальностью. дискуссия тогда вышла оживленной, но ее итогов я не помню. помню лишь, что считал свои выводы логичными и жизненными.
можно пойти дальше: от желания жить в своем мире, от желания уйти от неприглядной действительности к желанию преобразовать многое (или все), что тебя окружает. тогда неизбежно начинается поиск красоты. так каждый человек формирует свой плейлист, свою коллекцию картинок на рабочем столе, свой стиль, свой дом и так далее. но все это слишком локальное, слишком провинциальное. нечто действительно значимое происходит и накапливается в воображении человека - его представления о любви, его представления о природе, его представления о работе, творчестве.
у каждого, например, свой париж (или своя москва). мой совсем не похож на реальный и не похож на стереотипный. в нем мало узких улиц, видов с эйфелевой башней (и с эйфелевой башни); в нем мало малолитражных "рено" и совсем нет погромов в этнических кварталах, как нет и равнодушных к макияжу заурядных, серых парижанок. зато в нем всегда найдется место двум подросткам на роликах: он одет в черно-желтый балахон, ее балахон - малиновый, как и штаны. улыбаясь и держась за руку, они небыстро катятся меж панельных домов по заставленным машинами дворам. он с бордюра соскаивает первым, соскакивает легко, у нее это получается не столь аккуратно; теряя равновесия, она не перестает смеяться и все-таки удерживается на ногах. через мгновение они снова возьмутся за руки и даже не подумают, что этот солнечный день и этот влажный асфальт никогда не повторятся.

о, удивительные совпадения, пронзающие весь жизненный путь чуткого, неравнодушного человека!.. вы как античные колонны, стоящие на давно покинутых жителями улицах: все разной высоты, с разными трещинами и порой даже разного цвета - как облака, - и насмотреться на вас невозможно. рядом с этими колоннами стоят деревья; они растут до неба, до небесной бесконечности, а дни, те самые неповторяющиеся дни... кажется, что они были всегда и будут всегда, как и дороги, которые во всех направлениях расходятся от тебя.

черствые, скучные люди не увидят ни этих первый раз влюбленных людей, ни этих античных колонн. у них тоже есть свой париж, но ничего действительно значимого они в нем не найдут и никаких интересных персонажей своего воображения в него не поселят. они ходят или даже ездят по дорогам, но ни начало, ни конец пути их не интересуют - в их лексиконе нет таких выражений. благословение ли, проклятие ли, невыносимая легкость бытия или тоска небытия - они все способны обратить в пыль своим равнодушием, в бесплодную пыль. каждый из них относится к сиянию лампы (или свечи) во ночном мраке как к чему-то простому; они просто смотрят на простой свет, и глаза их после этого перестают различать сияние звезд; они забывают, что от таких же звезд, прошедших долгий путь, произошли они сами... все верно: если ты сам не думаешь о своей дороге, тебе нет дела до чужих странствий.
жалко людей, которые потеряли счет времени таким образом, но как же радостно за тех, потерял счет времени, катаясь на роликах!

@темы: beyond, музон