читать дальшеони устремились на запад, на земли неясного прошлого, безвременного настоящего и незримого будущего
- а ты когда-нибудь во владениях Иснеорских эльфов, мудрый хоббит?
- да. я был в их краях и по их воле, и против нее.
- ты пересекал границы их страны против их желания? - Холодный Ветер с удивлением посмотрел на полурослика.
- было такое, было всякий раз, когда мне казалось, будто открылась тайна их проклятия. и каждый раз они запирали свои врата предо мною, и тогда я переступал невидимую черту на земле и невидимую черту в своих мыслях.
- о каком проклятии ты говоришь?
- Холодный Ветер, слышал ли ты о Небесной лестнице? - спросил хоббит.
- о ней слышал каждый. но сказывают, что лишь немногие видели ее.
- представь себе винтовую лестницу, которая начинается с самой земли и уходит ввысь, бесконечно закручиваясь...
- ввысь как Солпы Мироздания?
хоббит кивнул.
- как столпы мироздания. каждый, кто сделает взойдет хотя бы одну ступень, ясно осмыслит многое в своей жизни, и чем выше заберется, тем больше обманов вспомнит, если были они в жизни, тем больше будет его раскаяние и сожаление, тем сильнее он захочет изменить свою жизнь, тем честнее и искреннее станет. стоит тебе подняться на высоту своего роста, как ты перестанешь лгать; если ты взойдешь так, что все деревья в округе окажутся ниже твоих глаз, то никогда тебя уже не покинут милосердие и трудолюбие; поднявшись же выше самих высоких зданий в Иснеоре, ты начнешь читать сердца людей, ты начнешь догадываться о том, что будет.
восторженно посмотрел на мага Холодный Ветер.
- какое же чудесное творение! и ты взбирался по этой лестнице, Фимерейль?
- да я стоял на ней там, где нет места летающим птицам, многоцветным радугам и дождевым облакам. трудно дышать на тех ступенях, при свете лучистого солнца без снега и льда холод пленит все, что есть.
я стоял, прикасаясь к удивительному творению, вершине эльфийской магии и зодчества. право, я даже вижу нечто необыкновенное в том, что величайшее творение в истории эльфов оказалось буквально великим, высоким.
- но какова же ее истинная высота?
- я не знаю в нашем мире гор, сравнимой с Иснеорской лестницей.
но вспомни мои слова: я допытывался не до истоков их вдохновения, а до истоков их проклятья.
- в чем же оно? что за кара могла обрушиться на этот прекрасный народ и по чьей злой воле?
- не называй эту волю злой. трижды я приходил в Иснеор и пытался сказать тем, кто не слушал меня, свои догадки.
каждый из нас обладает желанием сотворить что-то новое. всякий раз в любой миг в нашем мире мы обращаемся к тому, что есть и что было для создания того, что будет. Иногда некоторых разумных существ настигает желание сделать что-то так, о чем люди говорят "совершенство", гномы говорят "на века", эльфы говорят "вечная красота". тогда из-под резца мастера выходит статуя, в которую влюбляются; из кузни оружейник выносит самую прочные латы, которые выдержат удар; мореплаватель обгоняет волны и ветер на новом корабле, а поэту внемлют и небо, и земля, и ночь, и все люди, и его любимая.
Но встречается иногда так, что сменяются идеалы красоты, что встречается могучая рука с булавой, пробивающей любые латы, что никогда прежде не виданный ветер рвет паруса и крушит мачты, а в речи и письменности вдруг находятся и складываются новые слова и новые фразы, прекраснее прежних. тогда превосходство одного сменяется превосходством иного, и совершенство сменяется совершенством.
но не желают смириться с этим иснеорцы. единожды выбрав идеалы всего в мире, они ограничили свой взор и свой простор.
- но ведь даже так они создали эту лестницу!
- но ведь обязательно в мире появится что-то прекраснее её.